Порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых Советом сельского поселения
Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (ч. 1 ст. 251 ГПК РФ).
В соответствии со статьей 24 и частью 4 статьи 251 ГПК РФ заявление об оспаривании нормативно-правового акта, принятого Советом сельского поселения «Щельяюр», подается в Ижемский федеральный районный суд Республики Коми. По вопросам противоречия нормативных правовых актов, принимаемых Советом сельского поселения «Щельяюр» Конституции Республики Коми, заявление подается в Конституционный Суд Республики Коми (часть первая статьи 3 и глава V Закона Республики Коми от 31.10.1994 г. «О Конституционном Суде Республики Коми»).
Заявление, подаваемое в суд, должно соответствовать общим требованиям к форме и содержанию искового заявления, предусмотренных статьей 131 ГПК РФ. Кроме того, заявление должно содержать данные о наименовании органа местного самоуправления, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, о наименовании акта и дате его принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью. К заявлению также приобщается копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт (ч. 5 ст. 251 ГПК РФ).
Решение суда о признании недействующим нормативного правового акта не может быть преодолено повторным принятием такого же акта (ч. 4 ст. 253 ГПК РФ).
2. В случае если права и свободы гражданина или организации нарушены ненормативным актом (решением), либо действием (бездействием) Совета сельского поселения «Щельяюр» или отдельных его должностных лиц — их также можно оспорить в предусмотренном законодательством порядке.
При этом под ненормативным актом понимается индивидуальный правовой акт, то есть такой акт, который содержит правовое предписание, обращенное к конкретному лицу либо группе лиц (персонифицированный) и рассчитанное на однократное применение.
Обжалованию подлежат решения или действия (бездействие) органа местного самоуправления, его должностного лица
- нарушены права и свободы гражданина;
- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
- на гражданина незаконно возложена какая - либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
Обжалование таких действий (бездействие) и решений регламентировано главой 25 ГПК РФ, которой предусмотрен как судебный, так и административный порядок обжалования.
Административный порядок заключается в обращении к вышестоящему в порядке подчиненности органу государственной власти или должностному лицу в свободной (письменной) форме с изложением всех обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав и свобод посредством принятия ненормативного акта или действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица.
Административный порядок не является обязательным, и заявитель по данному вопросу вправе обратиться непосредственно в суд (ч. 1 ст. 254 ГПК РФ) в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод (ст. 256 ГПК РФ).
По общему правилу заявление (с соблюдением требований, предусмотренных ст. 131 ГПК РФ) подается в районный суд по месту фактического расположения органа местного самоуправления, решения или действия которого оспариваются. В случае если заявление подает гражданин (физическое лицо) — оно может быть подано в суд по месту жительства заявителя (ч. 2 ст. 254 ГПК РФ).
3. В случаях, когда ненормативный правовой акт или действие (бездействие) органа местного самоуправления, должностного лица нарушают права отдельных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности — заявление подается в арбитражный суд соответствующего субъекта.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействие) Совета сельского поселения «Щельяюр», должностных лиц Совета, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198 АПК РФ).
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).
Требования к содержанию заявления изложены в ст. 199 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органа местного самоуправления, должностного лица не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда (ч. 7 ст. 201 АПК РФ).
Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению (ч. 8 ст. 201 АПК РФ).